"The Making Of Judith" by Marta Dahlig
"Создание Юдифи"Вступление.Образ
Юдифи меня всегда привлекал -- в древней истории немного сильных
женских характеров и такой определенно не забудешь. Вот вкратце ее
история:
"II век до н.э., мощное ассирийское войско
вторгается на Ближний восток. Город Бетулия осажден жестоким Олоферном,
генералом царя Навуходоносора. Если Бетулия падет, вся страна окажется
во власти ассирийцев. Отчаявшись, городские старейшины решают сдать
голодающий город, если помощь не придет в ближайшие дни. Юдифь --
молодая вдова, знает, что ей не выжить. Она идет в лагерь ассирийцев к
Олоферну, тот покорен необыкновенной красотой Юдифи и зовет ее на пир.
Когда Олоферн, одурманенный вином, оказывается в своей палатке, Юдифь
отрубает ему голову. Ассирийская армия приходит в смятение, Юдифь
призывает израильтян внезапно напасть на врагов и так приводит их к
победе."
Четыре года назад я впервые попробовала
изобразить Юдифь, но работа так и осталась незаконченной. Позже я много
раз возвращалась к этой теме и сейчас даже сказать не могу, сколько раз
я принималась за эту тему...
Изображение, которое вы видите,
было начато в декабре 2008 года и на его завершение ушло очень много
времени. Я подумала, что после полутора лет молчания хорошо бы показать
что-то особенное и решила записать весь процесс создания "Юдифи".
Получилось 6 часов видео записи, которую вы можете посмотреть в моем
блоге
http://dahlig.blogspot.com Надеюсь, что эти материалы будут полезными, вдохновят, ну, или просто окажутся интересными!
Основная часть.ПО: Adobe Photoshop
Кисти: Ragged Hard Round, аэрограф , немного кистей собственного изготовления.
Время: 35-40 часов общей работы, плюс 5 часов доработки.
1. Интерпретация темы.История
искусства насчитывает немало изображений Юдифи, но меня привлекает
образ созданный Климтом: в нем больше чувственного и эротического, чем
обычно ожидаешь увидеть в образе возвеличенном историей. Я стремлюсь к
тому же, мое толкование этого образа ничем не ограничено, моя цель --
достичь определенной атмосферы, а не изобразить правдоподобную с
исторической точки зрения сцену.
2. Я начинаю.. (видео №1)Техника
моя на всех этапах довольно проста: я накладываю цвет кистями с низкой
непрозрачностью (opacity), постепенно накладывая больше и больше слоев.
Так я могу моделировать и изменять общий вид картины, хотя с самого
начала она выглядит не очень привлекательно
Обычно
я пишу персонажа в первую очередь, но в этом случае у меня
запланировано множество деталей фона и я начинаю с окружения: делаю
самые общие наброски объектов -- иногда парой хаотических штрихов. Это
позволит мне в дальнейшем органично вписать персонаж в окружающую
обстановку.
3. Кисти и слои.В
этой картине я использовала в основном 2 кисти: простой аэрограф и
разновидность стандартной круглой твердой кисти со слегка шероховатыми
или размытыми краями. Делать свои кисти хорошо, я часто использую
такие, так как они легко позволяют придать текстурную поверхность
большим участкам полотна. Тем не менее, в данном случае мне нужно
изобразить множество мелких объектов и деталей и потому я предпочитаю
стандартные кисти. Еще я стараюсь
использовать меньше слоев и
одновременно работаю только с 4-5, чтобы избежать искусственности и
впечатления копированных вставок.
4. Набросок персонажа (см. видео №1)Ну
вот, вернемся к картине. Я беру круглую твердую кисть с шероховатым
краем и очень грубо набрасываю персонажа. Сейчас меня не интересует
источник света, тени -- я набрасываю общие пропорции. Так я определяюсь
с палитрой и начинаю смутно представлять, какой будет картина в конце.
5. Составляю палитру.Должна
признаться, что последнее время я обращаюсь с цветом довольно свободно,
однако вот пример упражнения, которым я пользуюсь для определения
оттенков, может быть, кому-то из вас оно пригодится
Обычно я начинаю с того, что выбираю усредненный тон для персонажа и
основной цвет для источника света. Далее я просто играю с оттенками,
накладывая цвет освещения поверх остальных оттенков с помощью различных
режимов кисти (не слоя!).
6. Определяю источники света (видео №2)На
этом этапе у меня есть наивный набросок и пришло время определиться с
объектами. Я пометила на набросках источники света, чтобы вы
представили себе ход моих мыслей. У меня есть 1 источник прямого
освещения и 1 очень нейтральный источник рассеянного освещения для
большего эффекта.
7. Основа персонажа (см. видео №2)Перед
тем, как начать детализировать главную часть картины -- лицо, я
придвигаю тело персонажа ближе к зрителю. Пользуюсь той же круглой
твердой кистью с шероховатыми краями, накладываю и забираю цвет, снова
накладываю, намечаю основные цветовые пятна в районе губ и глаз.
8. Выпуклости и впадины.Иногда
работать с лицом жутко сложно. Есть упражнение, которое, мне кажется,
очень помогает правильно построить лицо персонажа: просто нарисуйте на
поверхности лица линии (красные линии). Когда у вас уже есть такая
основа, вы без труда различите самые выдающиеся, т.е. самые освещенные
участки (голубые линии), и самые затененные, вогнутые участки (синие
линии). Такие наброски очень помогают, я раньше всегда их делала, если
возникали вопросы с построением. Сейчас я редко ими пользуюсь, но
подумала, что кому-то из вас они могут пригодиться
9. Предварительное распределение теней на лице.Набрасываю
основные тени и блики на поверхности лица, намечаю ключевые черты:
губы,глаза, нос. Использую кисти с низкой непрозрачностью, постоянно
переключаюсь между аэрографом и твердой круглой кистью с шероховатыми
краями. Так у меня с самого начала получаются плавные тональные
переходы и позже мне не приходится заниматься сглаживанием специально.
10. Вперед!Теперь,
когда у меня практически готов набросок лица, возвращаюсь к деталировке
тела. Я работаю медленнее из-за того, что постоянно переключаюсь между
элементами картины, но это помогает мне не заскучать и, что еще важнее,
позволяет с самого начала следить за композицией. Чтобы придать плоти
объем, я уделяю особое внимание свету и тени в области ног. Вы увидите
на записи, что цвет я выбираю произвольно: забираю его инструментом
пипетка
и использую на соседствующих предметах (например, цвет на тканях и теле).
(видео №3)
11. Пару слов о шелке.Персонаж
почти написан, перехожу к окружающим тканям. Чтобы правдоподобно
написать ткань, необходимо точно знать, какой вид материала вы хотите
изобразить. Ткани обладают разной структурой и драпируются по-разному.
Я хотела розовую ткань сделать шелковой, светло-коричневую -- атласной,
а голубую и оранжевую -- похожей на органзу. Когда вы пишете шелк,
именно драпировки представляют особую трудность, потому что необходимо
выписать множество мелких и мягких складок. Что касается цвета и
светотеневых переходов, то они должны быть резкими, концентрированными
на мелких участках, поскольку шелк -- ткань очень гладкая и блестящая.
12. Немного о композиции.Во
время работы я всегда отображаю картину по горизонтали, чтобы
проверить, не нужно ли что-то исправить. Довольно часто новый ракурс
оказывается таким соблазнительным, что я его оставляю. Правда, не в
этом случае. Композиция строилась так, чтобы вести зрителя от одного
элемента картины к другому: от левого края полотна, по линии бедра, к
лицу и, наконец, к главной детали картины -- отрубленной голове.
Посмотрите, как новый ракурс разрушил логику картины: самая интересная
ее часть оказалась в начале обзора, а правая часть стала
неинтересной...
13. Ковры (см. видео №4)Один
из самых сложных элементов картины -- ковер, свисающий с ложа. Сначала
я нашла референсы и определилась с дизайном, потом стандартной кистью с
очень-очень низкой непрозрачностью сделала набросок общих форм. В этой
технике начало редко бывает красивым, но вы увидите в записи, как слой
за слоем проявляется форма.
14. Доработка персонажа (см. видео №4)Теперь,
когда у меня есть детали переднего и заднего плана, я собираюсь
закончить работу над персонажем. Добавляю немного оттенков коже, делаю
палитру богаче за счет розовых тонов, что придает больше живости коже.
Работаю точечными кистями, чтобы не нарушить гладкости тональных
переходов. Точечные кисти -- просто чудо, если вам нужно добавить цвета
без особых усилий.
15. Прихорашивание (см. видео №5)Для
волос я использую стандартную кисть, уменьшаю ее диаметр и штрихую.
Чтобы добавить некоторым прядям текстуры, использую кисть из трех
точек. После того, как у меня получилась эта сверхтекстурированная
основа, я вернулась к живописи и дорисовала несколько прядей от руки,
чтобы не было ощущения искусственности. Я оттеняю не только пряди, но и
целые локоны, а также добавляю тени и блики по всей прическе. Позже я
добавила на лице немного розоватых и желтоватых оттенков, добавила
текстуры губам, нарисовала ресницы.
16. Подушки (видео №6)Основа
картины закончена и я приступаю к наиболее трудной части -- доработке
интерьера. С самого начала я планировала множество деталей, поэтому на
этом этапе я задерживаюсь гораздо дольше, чем обычно. С другой стороны,
мне не хочется выписывать каждый пиксель и потому я предпочитаю намек
на деталь, а не дотошную отрисовку, что позволит мне сохранить
живописность изображения. Я начинаю рисовать подушки так же, как и
другие элементы картины, с огромных полупрозрачных форм. Постепенно
перехожу на кисти меньшего диаметра и меньшей
прозрачности. Имитирую узоры вышивки и блики выпуклостей легкими цветовыми акцентами, стараюсь избегать лишних деталей.
17. Общие детали (см. видео №6)Продолжаю
работу: при помощи все той же техники низкой непрозрачности пишу
светло-коричневый атлас в углу ложа. Разница между шелком и атласом в
структуре: атлас плотнее, его складки толще и грубее с точки зрения
цветовых переходов. Это значит, что блики на нем крупнее, а
светотеневые переходы не такие резкие, как на шелке. Теперь я с помощью
нескольких грубых мазков имитирую вышивку и слегка размываю эти мазки
при помощи фильтра. Так получается слегка размытая основа, на которую
отлично ложатся последующие штрихи рисунка. Этот прием подходит для
многих элементов картины, но он особенно хорош для фонов.
18. Шелковое прикосновение (см. видео №6)Доработка
шелковых деталей стала непростым делом. Как я уже говорила, нужно
помнить о двух вещах: плотности (драпировка) и структуре (гладкость и
размещение бликов). Складки драпировки я разместила, но блики и тени
оказались слишком акцентированными и доработка свелась по большей части
к тому, чтобы "вытянуть" средний тон. Для этого я просто прохожусь по
участкам с насыщенным малиновым оттенком и наношу его между бликами и
тенью на складках. Для большего реализма добавляю мелкие блики по краю
ткани, чтобы подчеркнуть край.
19. Узорное помешательство (см. видео №6)Если
честно, детали этого ковра утомили меня больше, чем что-либо еще. На
записи не видно, как медленно шел процесс и как было сложно. Я сделала
несколько подготовительных набросков, чтобы выбрать самые удачные
техники и мне это удалось только спустя несколько часов. Тут я так же
старалась передавать детали намеком, а не подробной прорисовкой. Мазки
накладываю слоями, постепенно уменьшая диаметр кисти и увеличивая
непрозрачность. На записи видно, что из-за этого мне часто приходилось
подчеркивать светлые узоры более темными тонами, чтобы увеличить
контраст и придать изображению больше реализма.
(видео №7)
20. Органза.Один
из самых сложных элементов картины -- занавесь из органзы. Техника
изображения прозрачных тканей совсем не похожа на технику изображения
непрозрачных материалов -- дело не в структуре, а в распределении цвета
и согласовании. Главное в изображении прозрачной ткани вроде органзы
или муслина -- подчеркнуть ее прозрачность наложением нескольких слоев
ткани друг на друга, имитацией складок. Легкие блики по краям придадут
больше реализма.
21 Заключение (см. видео №6)Ну
вот, почти все. Последний раз просматриваю готовую работу, добавляю
немного текстур на фон текстурной кистью, еще добавляю золотые
украшения, чтобы подчеркнуть богатство убранства. И вот, после многих
часов труда, я считаю работу законченной!